bestinrf@gmail.com

Малый бизнес по франшизе. Преимущества бизнеса

Created with Sketch.

франшизы для малого бизнеса

Стоит ли начинать бизнес по франшизе

Собственный бизнес многим кажется идеальной формой занятости – высокий доход, очевидная мотивация, свобода принятия решений. Несмотря на это, далеко не каждый решается открыть свое предприятие. Конечно, не малую роль здесь играет отсутствие стартового капитала и возможности его привлечения: хотя в России кредитованием малого бизнеса занимаются многие банки, большинство из них ориентированы на поддержку существующих предприятий, а не start-up’ов. Рассчитывать на помощь государства тоже не приходится – реально ею воспользоваться удается единицам, да и суммы, выделяемые для подобных целей, не слишком значительны.

Вместе с тем и те, кто располагает необходимыми средствами, часто отказываются от воплощения мечты о своем деле в жизнь, предпочитая синицу в руке журавлю в небе. Предпринимательская деятельность неотделима от риска, и отрицать это – значит искажать действительность.

Основные риски при открытии малого бизнеса

Вне зависимости от выбранной сферы деятельности, уровень риска малого бизнеса существенно зависит от типа компании. К наиболее рискованным относятся инновационные предприятия, к наименее рискованным – франчайзинговые; типичные для отрасли компании, не имеющие уникальных разработок и не использующие франшиз, занимают в этой классификации промежуточное положение.

Инновационные предприятия, предлагающие принципиально новый товар или услугу, в случае их успеха на рынке оказываются в течении некоторого времени монополистами и имеют возможность использовать все преимущества подобного положения. В последние годы об инновациях говорится очень много; в прогнозе Минэкономразвития до 2030 года им отводится значимая роль в экономике страны. Вместе с тем неслучайно в развитых странах поддержкой инновационных проектов занимаются венчурные фонды, уравновешивающие в своей деятельности доходность одного выдающегося проекта и десятка провальных. Ключевая особенность таких предприятий – чрезвычайно высокий уровень риска, однако об этом говорится гораздо реже, чем о возможности создания новых рынков и технологических прорывах. Инновационные проекты в малом бизнесеигра в русскую рулетку: в отличие от венчурных фондов, у предпринимателя есть только один проект – собственный, и если бизнес не сложится, он потеряет все. Помимо этого фактора, росту числа инновационных предприятий в малом бизнесе препятствует и то, что круг людей, имеющих новаторские идеи, гораздо уже круга тех, кто хочет просто работать не на кого-то, а на себя.

Существенно меньше рискуют те, кто без особых амбиций создает новое предприятие, мало отличающееся от сотен существующих – например, безымянный продуктовый магазин или парикмахерскую. Рассчитывать на сверхдоходы, подобные сверхдоходам от успешных инновационных предприятий, в этом случае не приходится – предлагая тот же товар, что и десяток конкурентов, приходится ориентироваться на других игроков и в вопросах ценообразования. Успех или неуспех такого бизнеса определяется уровнем конкуренции, местоположением и проходимостью.

Третий вариант создания собственного бизнеса обращает последнюю тенденцию из опасности в преимущество. Для этого нужно не пытаться конкурировать с мировыми лидерами, а купить у них франшизу, и стать владельцем, к примеру, не маленькой закусочной, а точкой всемирно известной компании Subway.

Преимущества франшизы как бизнеса для малого предприятия

Франшиза представляет собой пакет прав, который крупная и известная компания передает за определенную плату и на определенных условиях маленькому предприятию. Что это за права? В первую очередь, это право на фирменное наименование. Франшизы предлагают очень многие известные компании: это и легенды фаст-фуда, такие как McDonalds и KFC, и ведущие марки одежды, например Mango или MaxMara, и самые разнообразные предприятия сферы услуг. Вторая группа прав, часто передаваемая по франшизе, – это право на ноу-хау или секрет производства.

Простой пример ноу-хау – рецепты меню успешного ресторана, которые с высокой долей вероятности придутся по вкусу посетителям и в другом заведении. Основные причины привлекательности франчайзинга для франчайзи, т.е. покупателя франшизы, состоят в следующем:

  • Покупка франшизы известного бренда обеспечивает спрос на предлагаемую продукцию с первого дня открытия предприятия и способствует его быстрой окупаемости;
  • В рамках франшизного пакета компания-франчайзер (т.е. продавец франшизы) передает накопленный опыт по организации конкретного бизнеса;
  • Широкая реклама на федеральных телеканалах, в СМИ, в ходе проведения крупнейших спортивных соревнований;
  • Отсутствие необходимости вложения средств в совершенствование и обновление товаров за использования ведущих разработок франчайзера;
  • Обучение самого франчайзи и его сотрудников.

Все эти достоинства позволяют существенно снизить риски бизнеса, создаваемого по франшизе. Естественно, что эти блага даются не бесплатно. Помимо единовременного платежа, франчайзи уплачивает регулярные взносы в виде фиксированных сумм или определенного процента с выручки. Однако не только эти доходы заставляют все больше и больше крупных компаний развивать франчайзинговую сеть. Для франчайзера продажа франшиз привлекательна в первую очередь возможностью быстрого и масштабного захвата рынка при небольших издержках. Франчайзинг – это форма взаимовыгодного сотрудничества для обеих сторон.

Важные аспекты при создании малого бизнеса по франшизе

Во – первых, все предприятия франчайзинговой сети обязаны работать по единому стандарту. Это касается оформления помещения, обслуживания клиентов, меню в кафе или раскладки товара в магазине и многих других вопросов. Попытки умышленного нарушения или оптимизации описанной в договоре модели жестко караются франчайзером, поскольку любое отклонение может нанести урон репутации бренда.

Во-вторых, хотя хороший франчайзер и заинтересован в успехе своих франчайзи, он тем не менее не занимается вопросами оперативного управления на их предприятиях, поэтому прибыли и убытки франчайзи являются прямым следствием качества ведения бизнеса последним. Франчайзи, являясь отдельным юридическим лицом, всегда остается зависим от воли франчайзера. С одной стороны, бизнес франчайзи создается его руками и на его деньги, с другой – всегда существует риск того, что франчайзер выкупит франшизу, разрушив тем самым предприятие франчайзи.

В целом же статистика свидетельствует о том, что использование франшизы существенно повышает шанс нового предприятия на успех. Исследования общественного мнения показывают, что большинство тех, кто хочет создать свой бизнес, не стремятся создать корпорации, а ищут возможность заниматься интересным делом, обеспечивающим достойное существование. Если Вы относитесь к этой категории, задумайтесь над возможностью создания малого бизнеса с использованием франшизы – для этой цели франчайзинг подходит идеально.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *