bestinrf@gmail.com

Открыть аптеку по франшизе на Российском рынке

Created with Sketch.

В юности имениннику желают удачи в любви и финансового благополучия, в среднем возрасте к списку пожеланий добавляется гармония в семье и карьерные успехи, в преклонном возрасте говорят: «Было б здоровье, все остальное приложится». Западный образ жизни с заоблачными ценами на услуги здравоохранения, качество этих услуг в отечественной бесплатной медицине и пропаганда здорового образа жизни постепенно вносят свой вклад в изменение отношения россиян к собственному здоровью.

Зарабатывают на переменах в менталитете многие, и в первую очередь – производители и продавцы медикаментов и биологических добавок.

Этап становления аптечного рынка в России давно пройден: в крупных городах основная доля рынка сконцентрирована в руках нескольких столичных и региональных игроков, а число посетителей, обслуживаемых одной аптекой, вполне сопоставимо с аналогичным показателем в развитых странах. В таких условиях одним из наиболее эффективных инструментов сохранения темпов роста является франчайзинг (франшиза аптеки), и неудивительно, что многие крупные сети задумались о развитии по такой модели, тем более что западный опыт (например, американской сети «The Medicine Shoppe pharmacy») подтверждает ее эффективность и в данном сегменте.

Одним из первопроходцев отечественного аптечного франчайзинга стала московская сеть «Ригла», которая начала предлагать франшизы еще в 2004 году. Первые результаты (6 франшиз в Подмосковье и еще по одной в обеих столицах) обнадеживали: франчайзи давали интервью, в которых говорили о преимуществах работы с «Риглой», а сама «Ригла» заявляла о том, что планируется открыть 1000 аптек к 2010 году.
Но не сложилось. За два года было продано лишь 10 франшиз, и программу решили свернуть, объяснив это сложностью контроля за качеством лекарств и уровнем сервиса в аптеках франчайзи, а также большей экономической эффективностью работы собственных аптек.

Конкуренты «Риглы», примерившие вслед за ней франчайзинговую модель, изначально сочли, что неудачи «Риглы» связаны с низким качеством описания бизнес-процессов, недостаточным уровнем поддержки и ошибками при выборе целевых регионов. Однако проблемы возникли и у них: так, пермский франчайзи сети «03» продал более 20 аптек конкурентам – московской сети «36.6», после чего позиции «03» в регионе сильно пошатнулись.

В результате в настоящее время франчайзинг предлагает несколько серьезных игроков Это, прежде всего, самарская «Имплозия». Впрочем, сама компания называет комплекс услуг по обеспечению аптек партнеров товаром, программным обеспечением, управленческими и маркетинговыми технологиями не франчайзингом, а дисконтной системой «Имплозия». Работают аптеки-партнеры под своим именем, а выгода программы для «Имплозии» во многом обусловлена наличием у нее собственного оптового склада.

Аптека №1 предлагает несколько франчайзинговых пакетов. Стоимость от 99000 р., если у вас уже имеется торговое оборудование и лицензия. Полный пакет стоит от 495 000 р. на июнь 2019 г. с предоставлением лицензии и торговым, фарм., мед. оборудованием и мебелью. Подходит для тех предпринимателей, которые не имеют опыт в фармацевтическом деле, так как компания-франчайзер помогает на всех этапах открытия.

Советская аптека предлагает франшизу под ключ. Вступительный взнос 49000 р. При этом роялти полностью отсутствует, срок окупаемости от 8 до 12 месяцев. При этом площадь аптеки должна быть от 40 м2. Место должно находиться в спальном районе высокой проходимости. Требуемые инвестиции от 1,5 млн рублей.

Франчайзинговую программу предлагает A5 group. Однако и в их программе речь идет не о передаче бизнес-модели, а о разновидности товарного франчайзинга – франчайзи принимает товар на реализацию и получать доход в виде комиссии. Кроме того, в договоре включено положение о выкупе бизнеса франчайзи через определенный промежуток времени.

Пока лидеры рынка сохраняют настороженное отношение к франчайзинговым программам, находятся третьи лица, без стеснения пытающиеся заработать на чужом бренде. Желающие могут начать работу под брендом «Аптека 36.6» (вместо «36.6») или приобрести франшизу «Зеленой аптеки», соблазнившись доходностью 400% в год и сроком окупаемости 3 месяца. Удастся ли в этом случае заработать на чужом здоровье, или подобное сотрудничество окажется губительным для здоровья собственного, сказать не беремся.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *