bestinrf@gmail.com

Сущность франчайзинга. Плюсы и минусы

Created with Sketch.

Франчайзинг. Сущность. Плюсы и минусы франшизы. Роялти и паушальный взнос Преимущества и недостатки.

Франчайзинг – одна из наиболее удачных форм организации бизнеса, популярная во всем мире.

Тем не менее, идеализировать франчайзинг не стоит: ему, как и любой другой форме экономических отношений, свойственны определенные недостатки, малозначимые в одних случаях и принципиальные в других. Попробуем рассмотреть достоинства и недостатки франчайзинга для обеих участвующих сторон.

Преимущества франчайзинга

В чем состоит привлекательность франчайзинга для крупных компаний? В первую очередь – в возможности быстрого роста при небольших затратах.

Открытие каждой собственной точки связано с большими затратами инвестиционного и организационного характера (преодоление административных барьеров, подготовка к открытию точки, преобразования организационной структуры головной компании и др.). Рост сети по франчайзинговой схеме решает эти проблемы: франчайзи организует бизнес по модели франчайзера, но за свой счет, а знание специфики местного рынка позволяет значительно быстрее решать организационные вопросы. Подобной логики придерживаются и серьезные бренды: так, например, Inditex S.A. прежде чем самой выйти на российский рынок с брендом Zara, продала франшизу компании Stockman, имевшей опыт работы в России, а когда убедилась в успехе, выкупила ее.

За счет реализации франшиз компания – франчайзер получает дополнительный источник финансирования, который можно направить на новые разработки и рекламные компании, что способствует укреплению рыночных позиций компании, или выплату доходов ее владельцам.
Наличие большого количества точек само по себе служит отличной рекламой, способствуя повышению узнаваемостибренда.

Недостатки франчайзинга

Основнойнедостаток франчайзинга для франчайзера состоит в увеличении рисков бизнеса: в глазах потребителя все точки под одним брендом – это одна компания, и промахи одного из франчайзи сказываются на репутации всей сети. Это вынуждает франчайзера постоянно контролировать работу младших партнеров, что приводит к росту численности управленческого персонала.

Развитие по франчайзинговой модели ведет к существенным изменениям в организационной структуре головной компании, требует финансовых вложений (которые начнут окупаться лишь после продажи нескольких франшиз) и ставит перед руководством компании много новых вопросов. Так, например, у компаний, занимающихся производством и сбытом одежды, возникают сложности с ценообразованием и ассортиментной политикой. В частности, компании, занимающейся оптовыми продажами, а также розничными продажами через собственную сеть и сеть франчайзинговых предприятий, чрезвычайно сложно определить уровень отпускных цен для каждого из участников, гарантирующий получение прибыли последним. Та же ситуация и с ассортиментом: если франчайзер продает свежие коллекции только в своих магазинах, другие участники начинают терпеть убытки. В целом же вопрос конкуренции между собственными предприятиями и точками франчайзи настолько серьезен, что некоторые компании, например, Subway, полностью отказываются от своей сети.

Дополнительным фактором риска работы по франчайзинговой схеме в России является фрагментарность нормативной базы, что увеличивает затраты на юридическое сопровождение подобных сделок и не может гарантировать соблюдение интересов сторон в возникающих конфликтных ситуациях.

Основной фактор, делающий франчайзинг привлекательным для представителей малого бизнеса – это, безусловно, возможность работать под известным брендом, однако на каждом из этапов работы франчайзи франшиза дает ему некоторые преимущества и в чем-то ограничивает его.

На этапе создания предприятия приобретение франшизы снимает, по крайней мере, частично, ряд проблемных вопросов, таких как размещение и дизайн точки, поиск поставщиков, реклама и продвижение. Как правило, по всем этим вопросам франчайзер выставляет довольно жесткие требования, избавляя тем самым франчайзи от проблемы выбора. Кроме того, другие участники рынка более благосклонно относятся к компании, имеющей права на работу под известным брендом. В частности, это проявляется при подборе помещения: в престижные торговые центры компания без серьезного бренда не попадет никогда.

С другой стороны, соблюдение требований франчайзера в части местоположения и отделки помещений существенно увеличивают расходы франчайзи на создание предприятия, причем в случае, если бизнес окажется не рентабелен, эти затраты, к сожалению, не будут возмещены.

В ходе работы у многих франчайзи возникают сложности в соблюдении требований франчайзера. Образно говоря, франчайзи играет за свои деньги, но по чужим правилам, а для многих это оказывается неприемлемо. Помимо этого, франчайзи никак не защищен от неграмотной политики франчайзера (например, открытию новых точек при недостаточной емкости рынка) и рискам недобросовестной работы других франчайзи. Если же всех этих проблем удается избежать, франчайзи пользуется всеми преимуществами работы под сильным брендом: устойчивый спрос, федеральная реклама, гарантированная прибыль.

Еще один важный аспект франчайзинговых отношений состоит в том, что всегда существует риск разрыва отношений франчайзером, что по сути означает полное разрушение созданного руками франчайзи бизнеса. При этом причиной разрыва может стать не только нарушение условий, но и привлекательность рынка для самого франчайзера. Единственный положительный момент такой ситуации – получение опыта, который станет весомым аргументом при приобретении новой франшизы.

Франчайзинг – довольно жесткая модель, которая требует дисциплины от каждого участника системы. Вместе с тем ее грамотное использование позволяет каждой стороне получать гарантированную прибыль в условиях современного рынка.

Роялти и паушальный взнос

Взаимная выгода сотрудничающих сторон – залог долгосрочных и честных отношений между ними. Использование известного бренда, лицензий и ноу-хау позволяет получать франчайзи ощутимые экономические выгоды, а так как целью любой коммерческой организации является получение прибыли, неудивительно, что компания-франчайзер (собственник передаваемых франчайзи прав) претендует на часть этих выгод в денежном эквиваленте.

Действующее законодательство прямо указывает на недействительность лицензионных договоров, в которых не прописан размер вознаграждения или порядок его определения (ст.1235 и 1027 ГК РФ). В статье 1030 ГК РФ содержится открытый перечень форм выплаты вознаграждения франчайзеру: это фиксированные разовые и периодические платежи, наценка на товар и иные формы вознаграждения, предусмотренные договором. Так, например, франчайзер может получать дополнительный доход, оказывая платную юридическую поддержку своим франчайзи, обучая их или предоставляя им программное обеспечение. Несмотря на то, что взносы в пользу франчайзера могут быть довольно разнообразными, на практике чаще всего говорят о двух видах платежей – паушальном взносе и роялти.

Понятие роялти и паушального взноса

В общем случае паушальным взносом называют разовое вознаграждение, выплачиваемое новым франчайзи в момент подписания договора. Следует отметить, что это определение не всегда верно. Во-первых, договор коммерческой концессии, который является нормативной базой франчайзинговых отношений в России, может носить срочный характер. В этом случае заключение повторного договора часто предусматривает уплату еще одного единовременного взноса – взноса за продление контракта, формально довольно близкого к паушальному взносу. Во-вторых, в отдельных случаях франчайзеры могут предоставлять рассрочку паушального взноса (в пределах нескольких месяцев).

Регулярные выплаты франчайзи в пользу франчайзера носят название роялти. Роялти уплачивается в течение всего периода действия договора, как правило, ежемесячно. Величина роялти может быть фиксированной, а может привязываться к величине дохода франчайзи, например, оговариваться в виде определенного процента с оборота. Некоторые компании-франчайзеры варьируют величину роялти в зависимости от степени выполнения франчайзи планов продаж. По экономическому содержанию к роялти можно отнести и установление наценки на товар, передаваемый франчайзи для дальнейшей реализации. Эта схема особенно популярна в стрит-ритейле.

Различия паушального взноса от роялти

Важно понимать, что различие между паушальным взносом и роялти более глубокое, чем просто регулярность выплат и способ их определения. И паушальный взнос, и роялти формируют поток доходов франчайзера, однако цели их взимания различны.

Основной целью установления паушального взноса является покрытие расходов франчайзера по открытию новой точки, таких как консультирование потенциальных франчайзи, помощь в подборе помещения, регистрация договора коммерческой концессии и т.п. Эти затраты носят единовременный характер, и размер паушального взноса устанавливается на уровне, позволяющем франчайзеру покрыть их. Кроме того, иногда, например, при передаче права на ноу-хау, вся ценность передаваемого права переходит к покупателю франшизы в момент ее приобретения; в этом случае франчайзер стремится получить вознаграждение за него в виде единовременного платежа, включая этот платеж в состав паушального взноса.

Целью установления роялти, помимо собственно получения прибыли, является формирование денежного фонда для компенсации затрат на обеспечение поддержки франчайзи, без которой невозможна успешная работа сети в долгосрочной перспективе. Чем больший объем поддержки предоставляет компания-франчайзер, тем большую величину роялти она устанавливает.

Различие в экономическом содержании роялти и паушального взноса позволяет анализировать качество франшизы даже при небольшом объеме информации.

Во-первых, становится ясно, что хорошая франшиза не может быть дешевой. Всегда нужно помнить, что чем дешевле франшиза, тем меньше выгод она способна принести франчайзи в долговременной перспективе. Дефицит средств у франчайзера на обеспечение контроля за деятельностью сети и совершенствование продуктов рано или поздно приводит к утрате рыночных позиций бренда и спаду бизнеса у всех участников системы.

Во-вторых, важно сопоставлять размер роялти и паушального взноса, поскольку это соотношение характеризует оценку франшизы самим франчайзером. Высокий паушальный взнос без объективных на то оснований устанавливают компании, не уверенные в возможности получения доходов от франчайзи в будущем, или, иными словами, компании, сомневающиеся в эффективности своей модели и не готовые помогать своим младшим партнерам достичь успеха.

Понимание этих простых зависимостей способно существенно снизить риск неэффективных вложений, позволяя исключить из рассмотрения заведомо сомнительные проекты.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *